В этой статье мы рассмотрим основные правила хранения и предпродажного обслуживания автомобильных аккумуляторов. Данная статья в первую очередь предназначена для торгового персонала, однако эта информация, будет несомненно полезна и обычным автовладельцам.
Правила хранения
1. Необходимо обеспечить постоянный оборот запасов АКБ во время хранения. Придерживайтесь правила FIFO - «первый прибыл – первый выбыл». Современные аккумуляторные батареи имеют низкий уровень саморазряда, и постоянный оборот АКБ на складе не позволит им излишне разрядиться, а у покупателя будет возможность купить аккумулятор в хорошем состоянии.
2. Необходимо обеспечить хранение АКБ в сухом, прохладном, хорошо проветриваемом помещении.
3. Необходимо обеспечить защиту АКБ от избыточного тепла (в тепле батареи быстрее разряжаются, а избыточное тепло может повредить АКБ).
4. Необходимо обеспечить хранение АКБ в вертикальном положении, для того чтобы исключить случайное падение и пролив электролита.
5. Нельзя ставить АКБ без индивидуальной упаковки одну на другую (чтобы на них не появлялись царапины, не обрывались этикетки, а также чтобы не повредить выводы, выступающие над крышкой).
6. Храните АКБ, упакованные в стретч-пленку, не более 3-х слоев в высоту, иначе они могут упасть и нанести травму персоналу.
7. Нельзя снимать специальные герметизирующие наклейки с сухозаряженных АКБ вплоть до заливки их электролитом (при разгерметизации батареи внутрь попадет воздух, и АКБ потеряет заряд).
8. Храните АКБ на стеллажах или на паллетах, - не на полу (маленькие камни и острые выступы на бетонном полу могут повредить дно и стать причиной протечки электролита).
Помните: любой аккумулятор имеет особенность разряжаться при длительном хранении и может стать непригодным для использования. Таким образом, рекомендуется устанавливать новый аккумулятор на автомобиль сразу после покупки.
Примечание: После установки аккумуляторной батареи в автомобиль, происходит ежедневное (скрытое) потребление электричества для питания часов и бортового компьютера, что в зависимости от типа ТС может привести к разрядке аккумуляторной батареи примерно за 1 месяц (это не является гарантийным случаем).
Обслуживание на складе
Залитые заряженные АКБ
1. Идеальная ситуация - когда батарея устанавливается на автомобиль в течение 15 месяцев от даты производства, при этом напряжение без нагрузки должно быть выше 12,4 В (минимально допустимое напряжение - 12,25 В). 2. При падении напряжения ниже 12,4 В во время длительного хранения необходимо подзарядить батареи. При этом нужно соблюдать все необходимые меры предосторожности. Повторная подзарядка для "кальциевых" батарей рекомендуется через 6 месяцев. До продажи АКБ должна быть подзаряжена не более 2-х раз и продана не позднее 9 месяцев после первой подзарядки.
- Периодическая проверка напряжения должна проводиться обязательно, и для того чтобы выявить более старые АКБ, и для того чтобы обнаружить батареи, требующие подзарядки.
- Используйте цифровой вольтметр или мультиметр с 2-значным разрядом чисел минимум (например, 12,76 В).
- Утилизируйте батареи с напряжением ниже 11 В (такие АКБ имеют необратимую глубокую сульфатацию, поэтому не отдадут заявленных характеристик).
ВАЖНО! Цифровые тестеры проводимости АКБ, такие как Midtronics и Bosch 121: - не предназначены для проведения испытаний новых АКБ - не предназначены для замера тока холодной прокрутки (CCA) новых АКБ - предназначены только для проверки и оценки состояния бракованных или бывших в употреблении батарей - любые показания тока холодной прокрутки или технического состояния новой АКБ НЕ являются достоверными.
Сухозаряженные АКБ
- Если сухозаряженные батареи хранятся в сухом и прохладном месте, и на них сохраняются специальные герметизирующие наклейки, то АКБ не требуют какого-либо особого внимания.
- Максимальный срок хранения сухозаряженных АКБ до заливки электролитом составляет 24 месяца.
- Если герметизирующие наклейки повреждены, АКБ нужно немедленно залить, и обращаться с ней как с залитой заряженной АКБ.
Активация сухозаряженных АКБ
- Активируйте сухозаряженные АКБ только при продаже их покупателю.
- При установке уберите все наклейки, пленку или фольгу.
- При установке снимите вентиляционные пробки и колпачки для клемм (обычно красные и черные).
- Для заливки используйте раствор аккумуляторной серной кислоты (электролит) с удельной плотностью 1,27 – 1,28 при температуре 25С (низкокачественный электролит с примесями может серьезно снизить срок службы АКБ, иногда всего до нескольких дней. Не используйте также электролит из старых батарей).
- Температура электролита и АКБ должна быть комнатной 15 - 30С.
- Залейте в каждую ячейку электролит, так чтобы его уровень был на 3-6 мм выше края сепаратора. Залейте последовательно все ячейки за один проход.
- Оставьте АКБ на 20-30 минут, а затем измерьте напряжении разомкнутой цепи. Если напряжение будет ниже 12,5 В, то подзарядите батарею. Если оно выше 12,5 В, долейте раствор серной кислоты с удельной плотностью 1,27 – 1,28 в ячейки до рабочего уровня.
- Верните на место вентиляционные пробки и колпачки для клемм.
- Помойте батарею горячей водой и обсушите.
- Помните, что не рекомендуется проверять характеристики свежезалитых сухозаряженных АКБ цифровыми тестерами (Midtronics и Bosch 121). Результаты могут быть недостоверными до того момента пока АКБ не начнет эксплуатироваться.
Контроль уровня электролита
- Используйте для доливки ТОЛЬКО дистиллированную или деионизированную воду (электролит используется только для первоначальной заливки). Не используйте бутилированную минеральную воду, так как содержащиеся в ней примеси могут увеличить потерю воды и ускорить саморазряд АКБ.
- Не заливайте АКБ, требующую подзарядки, до максимального уровня (при зарядке уровень повысится). Однако, если уровень электролита ниже верхнего края сепаратора, долейте дистиллированной или деионизированной воды до того момента пока сепараторы не будут закрыты.
- Доливайте до максимального уровня только через час после подзарядки.
- При возможности нужно периодически проверять и регулировать уровень электролита в АКБ.
- Если максимальный уровень электролита указан на корпусе АКБ, заливайте до этой отметки.
- Если нет максимальной отметки, но есть специальные заливные трубки, заливайте до дна этих трубок.
- Если нет ни отметки, ни трубок в полипропиленовых АКБ, заливайте на 7 мм ниже нижнего края крышки.
- Если нет трубок в АКБ с эбонитовым корпусом, заливайте на 15 мм выше верхнего края сепаратора.